About this group

Религия обскоугорских народов

Scientific area

Social Sciences
Ethnology

Этнография

Общедоступные полезные ископаемые в хантыйской мифологии.
Т. А. Молданов
В научной литературе впервые ставится эта проблема, хотя, начиная с Григория Новицкого, все исследователи мифологии, рассматривали отношение хантов к разным минералам, в том числе и к золоту, хрусталю.
По фольклору ваховской группы хантов Торум первого человека сотворил из глины. Сделал Каркас из прутьев ивы, обмазал глиной и превратил в человека. Глина, песок, Земля осмысляются как живые существа. На казымской земле раньше не делали хлебных печей из глины. Когда ставили первую печь, спрашивали разрешения у Казымской богини, можно нет строить из глины печь для хлеба. У казымских хантов Торум не из глины создал первого человека, но, тем не менее, остаётся особое отношение к...
Личные песни первых репрессированных.
Один из наиболее массовых и любимых жанров в фольклоре это песни, особенно личные песни. Такие песни распространенны и у других народов Севера. Чаще всего их называют песнями-импровизациями, личными песнями, песнями-дарами, песнями-автобиографиями, песнями исповедями, песнями-памятниками себе, песнями-судьбами. Для выделения этих песен в отдельный жанр, необходим такой характерный признак, как наличие автора. Авторство устанавливается в процессе исполнения.
Если песню исполняет тот, кто сложил, слушатели фиксирует в памяти его имя и его песню. Если же песню исполняет другой человек, то перед началом пения он сообщает, чью песню будет исполнять. Для данного выступления были взяты для анализа песни репрессированных в 1930 –х...